Умелые ручки 5-6 лет 1 год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социально-личностного развития воспитанников
623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 13 а
тел./факс 8 (343 76) 5 69 43, e-mail: mkdou11@uobgd.ru
Принята
Педагогическим советом
протокол № 04
от « 20 » мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
возраст воспитанников 5-6 лет
срок реализации 1 год

Составитель
Дёмина Екатерина Петровна,
воспитатель

Богданович, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ

1.КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА........................................................... 3

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ............ 7

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ................. 9

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ........................................................ 14

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ… ....................................... 15
2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ… ................... 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 19

2

РАЗДЕЛ 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Умелые ручки» (далее – ДООП «Умелые ручки») разработана с
учетом:
 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об
утверждении

Порядка

образовательной

организации

деятельности

и

осуществления

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
 Письмо

Минобрнауки

направлении

России

информации»

рекомендациями

по

общеразвивающих

от

18.11.2015

(вместе

с

проектированию

программ

(включая

N

09-3242

«О

«Методическими
дополнительных
разноуровневые

программы)»);



Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об
утверждении

санитарных

правил

сп

2.4.3648-20

"Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической

реабилитации,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
3

потребностей»);
 Приказа Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении
профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых»;
 Устава муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения (далее - МАДОУ «Детский сад № 11»);
 Лицензии на образовательную деятельность МАДОУ «Детский сад
№ 11»;
 Основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 11»;
 Дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы детей и взрослых.
Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Умелые ручки» по содержательной и
тематической составляющей – художественная.
Актуальность программы.
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит
особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше
проводить времени с компьютером и другими средствами технического
прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим
ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от
природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и
родителей

-

заинтересовать

ребёнка

художественной

деятельностью,

пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие
психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть
простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо
начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в
пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит
4

важная роль в формировании головного мозга, его познавательных
способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его
мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и
дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с
различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их
свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к
чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает
развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые
развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Это

обусловлено

тем, что

в данный возраст характеризуется

значительным ростом физических возможностей, особенно активным
развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и
ощущением

дошкольниками

«взрослости»,

желанием

проявить

свою

индивидуальность и творческие способности.
Настоящая программа представляет курс по развитию творческих
способностей посредством продуктивной деятельности.
Отличительная особенность программы: данного кружка в том, что
художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в
процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически
значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе
сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.
Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит,
что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в
играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая
моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка

5

Адресат:
психомоторного

программа
развития

разработана
старших

с

учетом

дошкольников,

особенностей

реального

уровня

освоения техник художественного творчества. Для обеспечения качества
реализации Программы в кружке занятия проводятся в группе 10-12 человек
с детьми в возрасте 5-6 лет.
Режим занятий: занятия организуются один раз в неделю, во второй
половине дня, продолжительность занятия – 25 минут.
Срок

освоения

общеразвивающей

программы:

реализация

программы рассчитана на 1 год обучения (36 недель).
Форма обучения: групповая, подгрупповая. Работа с дошкольниками
осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности,
закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.
Форма подведения результатов: беседа, изготовление альбома
фотографий

детских работ;

творческие

мастерские.

Итогом

детской

деятельности могут служить выставки, участие в конкурсах детского
творчества.

6

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель

программы:

развивать

познавательных,

творческих

и

художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности
через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Задачи
Развивающие:
1.

Развивать

творческую

активность

детей

средствами

художественно-творческой деятельности
2.

Развивать речевую функцию детей через активизацию

мелкой моторики пальцев и кистей рук.
3.

Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику

пальцев и кистей рук.
Обучающие
1.
предметов,

Формировать
явлений

умения

передавать

окружающего

мира

простейшие

посредством

образы

объемной

аппликации, лепки, художественного труда.
2.

Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения

творческих работ.
3.

Знакомить детей с различными материалами, их свойствами

и способами преобразования.
Воспитательные
1.

Воспитывать

желание

участвовать

в

создании

индивидуальных и коллективных работ.
2.

Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.

3.

Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам

деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и
развивая их творческие способности.

7

Основные методы работы
 Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с
использованием терминов, беседа по теме;
 Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу.
Составление плана работы по изготовлению изделия;
 Практической

последовательности

руководством

воспитателя,

–

изготовление

самостоятельно,

изделия

под

индивидуальные

и

коллективные творческие работы.
Примерная структура занятий
1. Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово,
пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются
стихи, проводятся беседы.
2. Привлекает

детей

рассматриванию

к

обследованию

иллюстраций

самого

данного

предмета,

объекта

или

либо

явления,

сопровождает показ словами.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
5. Самостоятельное изготовление поделки.
6. Оказание

помощи

детям,

испытывающим

затруднение

и

неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное
движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
7. По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на
свободном

столе

для

рассматривания.

Дети

обмениваются

впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на
выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали
созданных изображений.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

8

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Таблица 1

№
Название раздела
п/п
1. Аппликация
(разные виды)
2. Монотипия
3. Пластилинография
4. Рисование с
помощью
подручных
материалов
5. Бумагопластика
6. Работа с
природным
материалом

Количество часов
Всего
Теория
Практика
17
2
15

Формы
контроля
Беседа

1
1

1
6
6

Беседа
Беседа
Беседа

2
2

1
1

1
1

Беседа
Беседа

36

6

30

1
7
7

Содержание учебно-тематического плана
Сентябрь.
«Весёлая гусеница» - аппликация.
Теория: техника безопасности при пользовании ножницами.
Практика:

вырезать

несколько

геометрических

фигур,

путём

складывания бумаги.
«Деревья осенью» - монотипия.
Теория: знакомство с техникой «монотипия».
Практика: учить делать оттиски листиками. Учить смешивать краски,
наносить их на лист.
«Осенний лес» - обрывная аппликация. Коллективная работа.
Теория: расширение представлений о приметах осени.
Практика: учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки,
наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.
«Осенний листочек» - пластилинография.
Теория: знакомство с техникой «пластилинографией».
9

Практика: создание выразительного образа посредством передачи
объема и цвета. Совершенствование навыков работы с пластилином:
раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на
основе, разглаживание готовой поверхности.
Октябрь
«Дерево» - аппликация из сухих листьев.
Теория: техника

работы

с

природным материалом

в технике

аппликация.
Практика: создание предметной (сюжетной) аппликации из природного
материала путем сочетания листьев и иного природного материала.
«Животные» - рисование ладошкой.
Теория: создание образа животных в технике рисования ладошкой.
Практика: рисование ладошками, дорисовывание мелких деталей с
помощью кисти, пальчика и пр. изобразительных средств.
«Сказочные человечки» - пальчиковое рисование.
Теория: знакомство с техникой рисования пальчиками.
Практика: создание сказочных человечков, с помощью дорисовывания
отдельных элементов.
«Тучка дождик и зонтик» - пластилинография.
Теория: сочетание цветов, холодная и теплая палитра.
Практика: учить

отщипывать

пластилин

маленькими

кусочками,

работать с контуром.
Ноябрь
«Веточка рябины» - мятая бумага.
Теория: знакомство с техникой аппликации мятой бумагой.
Практика: скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и
составлять из них гроздь рябины.
«Забавные зайчата» - бумажная пластика.
10

Теория: знакомство с техникой «бумагопластика»
Практика: овладение способом склеивания игрушки из колец разной
величины.
«Игрушки из конусов» - бумажная пластика.
Практика: создание конуса из бумаги, вырезание по трафарету,
украшение поделки мелкими деталями.
«Цыплята в траве» - аппликация из ватных дисков. Коллективная работа.
Теория: знакомство с техникой работы с ватными дисками и
использование их в аппликации.
Практика: создание из ватных дисков образ цыплёнка.
Декабрь
«Здравствуй, зимушка – зима» - обрывная аппликация. Коллективная
работа.
Практика: создание зимнего пейзажа.
«Новогодние шары так прекрасны и важны» - пластилинография.
Теория: картина в технике «пластилинография».
Практика: создание лепной картины с выпуклым изображением,
самостоятельное создание узора шара, объединение индивидуальных работ в
общую картину.
«Ёлочка» - мозаика из пластилина.
Практика: выполнение работы из пластилина, раскатывая его, ровно и
по контуру прикрепляя к рисунку-основе.
«Снеговик»- мятая бумага.
Практика:

формирование

из

мятой

бумаги

кругов,

создание

предметной картинки из кругов разного размера, украшение работы
дополнительными деталями.
Январь
«Зайчик» - рисование поролоновой губкой.
11

Теория: знакомство с техникой рисования губкой.
Практика:

освоение

способа

рисования

поролоновой

губкой,

располагать рисунок на листе.
«Шапка» - аппликация с использованием ваты.
Практика: создание одежды с помощью подручных материалов.
Февраль
«Зимний пейзаж» - аппликация с использованием ваты.
Практика: создание образа зимних деревьев, снег.
«Валентинки» - рисование ватными палочками, пальчиками.
Теория: знакомство с техникой рисования ватными палочками.
Практика: вырезывание

по

контуру,

совершенствование

навыка

рисования пальчиками и ватными палочками, составление узор.
«Самолёт»- объёмная аппликация.
Теория: знакомство с техников «объемная аппликация».
Практика: создание объёмной аппликации.
«Открытка для мамы»- объёмная аппликация. Ватные диски.
Цель: учить создавать цветы из ватных дисков, путём вырезания.
Март
«Открытка для мамы» - продолжение
Практика: составление композиции из подготовленных материалов,
оформление работы мелкими деталями по замыслу ребенка.
«Причёски» - объёмная аппликация.
Теория: знакомство с профессией парикмахера.
Практика: создание из бумажных полос причёски, путём накручивания
полос на зубочистку и палочку от кисточки.
«Цветик-семицветик» - пластилинография.
Теория: знакомство со сказкой Катаева «Цветик-семицветик».
Практика: создание цветика-семицветик из пластилина.
12

«Распускаются цветы»- аппликация из ватных дисков. Коллективная
работа.
Практика: создание коллективной картины из цветов с помощью
ватных дисков.
Апрель
«Облако» - аппликация из манки.
Теория: знакомство с техникой аппликации с крупами.
Практика: создание коллективной работы с помощью манки по заранее
определенному

контуру,

раскрашивание

готовой

работы,оформление

мелкими деталями.
«Радуга-дуга»- пластилинография.
Практика: создание работы в знакомой технике «пластилинография»,
сочетание цветов радуги.
«Пасхальные яйца»- различные техники.
Практика: украшение пасхальных яиц по замыслу ребенка в любой из
изученных техник.
«Пластилиновые буквы» - работа с пластилином.
Практика: создание первой буквы своего имени из пластилина в разных
техниках, украшение мелкими деталями.
Май
«Пчёлка»- аппликация из ватных дисков.
Практика: создание из ватных дисков пчёлки, дополнение работы с
помощью мелких материалов (бусины, семена и пр.).
«Подсолнух»- аппликация из пластилина и крупы.
Практика: создание плоскостной работы по

замыслу

ребенка,

используя пластилин и крупу. Воспитывать усидчивость. Развивать чувство
ритма, композиции.
«Вкусное мороженое»- аппликация из геометрических фигур.
13

Практика:

создание

работы

из

геометрических

фигур,путем

складывания бумаги и разрезания по линиям сгиба, вырезание кругов по
контуру.
«Аппликация в круге»- работа с зёрнами.
Практика: создание композиции на основе пластилина и зёрен тыквы,
подсолнуха, фасоли, гороха.

14

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные:
 у ребенка развиты элементарные навыки пользования ножницами,
бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;
 у ребенка развиты навыки работы в коллективе сверстников: дети
могут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные
композиции;
 ребенок стремится находить новые способы для художественного
изображения.
Личностные:
 ребенок проявляет умение передавать в работах свои чувства с
помощью различных средств выразительности;
 ребенок

проявляет

умение

планировать

свою

работу,

освоил

последовательность действий.
Предметные:
 ребенок

умеет

пользоваться

средствами

художественной

выразительности и инструментами (ножницы, клей, салфетка и пр.),
использует нетрадиционный материал в рисовании;
 ребенок умеет преобразовывать геометрическую форму методом
складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;
 ребенок умеет склеивать готовые элементы и соединять их в образы;
умеет

создавать

аппликацию

способом

плоскостную, сюжетную композицию.

15

обрывания,

составлять

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение: реализация дополнительной
общеобразовательной

программы

«Умелые

ручки»

предполагается

в

условиях помещения группы. В группе имеются разновысокие столы (в
соответствии с требованиями СанПиН), стулья, материалы и оборудование
для

художественно-творческой

детской

деятельности

в

достаточном

количестве для организации как групповой, так и подгрупповой работы:
1. Пластилин
2. Краски (гуашь, акварель, пальчиковые краски)
3. Кисточки (разных размеров и степени жесткости)
4. Штампы, печати, ватные диски и ватные палочки, губки и пр.
5. Бумага разного цвета и разной фактуры (газетная, упаковочная, для
рисования, офсетная, пергаментная и пр.)
6. Клей
7. Бросовый материал (в том числе: различные крупы)
8. Природный материал
9. Стаканчики для воды
10. Клеенки, салфетки, тарелочки для раздаточного материала

Кадровое обеспечение
Таблица 2
Наименова
ФИО,
должность
ние
образовате
льной
программы
ДООП
Дёмина
«Умелые
Екатерина
ручки»
Петровна

Уровень
образования

Информация о дополнительном
профессиональном образовании

АНО ОЦ «Каменный город»
Организация и проведение
занятий по технологии ТРИЗ в

Среднее
специальное
ГБОУСПО
16

Стаж
педаго
гическ
ой
работы
11 лет

Свердловск
ой области
«Камышлов
ский
педагогичес
кий
колледж»
29.06.2012

17

ДОО, 2021 г.

Методические материалы
1. Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию,
лепке, аппликации» М.2008.
2. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство
«Скрипторий 2003», 2007 .
3. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе
«Детство» / Н.А. Давыдова, Е.А. Лысова, Е.А. Луценко и др. –
Волгоград: Учитель, 2013.
4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
/Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
5. Куцакова Л.В «Конструирование и художественный труд в детском
саду», 2005.
6. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое
пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.
7. Художественная аппликация и узоры из бумаги.: БАО – ПРЕСС
РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.
8. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

18

2.2. ФОРМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводиться 2 раза в год: вводный – в сентябре,
итоговый – в мае.

Диагностика освоения воспитанниками Программы
Таблица 3
№
п/п

Ф.И.
ребенка

Технические навыки
Техника
Обрывная Аппликация Аппликация Объёмная Бумагоплас Монотипия
тика
пластилино аппликация из салфеток
из
аппликация
графия
природного
материала
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Н - начало года
Уровни развития:

К - конец года
• Н - низкий;

• С - средний;

• ВС - выше среднего
19

Отношение к Проявление
деятельности самостояте
льности
Н

К

Н

К

Критерии оценки:
 Низкий уровень – умения и навыки отсутствуют. Негативная реакция. Способен выполнять совместно совзрослым. Мотивация отсутствует.
 Средний уровень – умения и навыки не сформированы. Выполняет по подражанию взрослого, по образцу. Последовательность
действий может быть нарушена. Мотивация недостаточная.
 Выше среднего уровень – умения и навыки сформированы. Выполняет при напоминании взрослого, под контролем. Мотивация может быть
неустойчива.

20

Список литературы

1.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М:
«Карапуз – Дидактика», 2006.

2.

Лыкова И.А «Лесные поделки» изд. Москва 2008г

3.

Грибовская А.А

«Коллективное творчество дошкольников» изд.

Москва 2004г
4.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2006.

5.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного
творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

6.

Грибовская

А.А.

«Обучение

дошкольников

декоративному

рисованию, лепке, аппликации» М.2008.
7.

Давыдова

Г.Н.

Бумагопластика.

Цветочные

мотивы.

–

М:

Издательство «Скрипторий 2003», 2007 .
8.

Давыдова,

Н.А. Комплексно-тематическое

планирование

по

программе «Детство» / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др.
– Волгоград: Учитель, 2013.
9.

Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
/Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.

10. Куцакова Л.В «Конструирование и художественный труд в детском
саду», 2005.
11. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое
пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.
12. Художественная аппликация и узоры из бумаги. : БАО – ПРЕСС
РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.
13. Шипилова Елена «Душа на кончиках пальцев» изд. Москва 2010г
14. http:/stranamasterov.ru

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».