Умные шашки 6-7 лет 1 год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социально-личностного развития воспитанников
623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 13 а
тел./факс 8 (343 76) 5 69 43, e-mail: mkdou11@uobgd.ru
Принята
Педагогическим советом
протокол № 04
от « 20 » мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УМНЫЕ ШАШКИ»
возраст воспитанников 6-7 лет
срок реализации 1 год

Составитель:
Лебедевич Надежда Витальевна,
воспитатель

Богданович, 2023

Содержание
РАЗДЕЛ

1.КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................... 3

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ............ 6

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ................. 9

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ… .................................................... 12

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ… ....................................... 13
2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ....................... 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 17

2

РАЗДЕЛ 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Умные шашки» (далее – ДООП «Умные шашки») разработана с
учетом:
 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об
утверждении

Порядка

образовательной

организации

деятельности

и

осуществления

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
 Письмо

Минобрнауки

направлении

России

информации»

рекомендациями

по

общеразвивающих

от

18.11.2015

(вместе

с

проектированию

программ

(включая

N

09-3242

«О

«Методическими
дополнительных
разноуровневые

программы)»);



Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об
утверждении санитарных правил сп 2.4.3648-20 "Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической

реабилитации,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
3

потребностей»);
 Приказа Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении
профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых»;
 Устава муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения (далее - МАДОУ «Детский сад № 11»);
 Лицензии на образовательную деятельность МАДОУ «Детский сад
№ 11»;
 Основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 11»;
 Дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы детей и взрослых.
Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Умные шашки» по содержательной и
тематической составляющей – естественнонаучная.
Актуальность программы.
Игра

в

шашки

развивает

логическое

мышление,

смекалку,

сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает
усидчивость,

пространственное

воображение;

развивает

способность

действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство
для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре,
становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать,
принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая
деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же
элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе,
особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является
весьма

актуальным

на

сегодняшний

день.

Раннее

обучение

детей

дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное
4

вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить
уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на
развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Настоящая программа предусматривает изучение детьми материала по
теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим
в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников,
воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного
поведения.
Отличительная особенность программы: занятия по шашкам
предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по
теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной
программе, приближает начинающего шашиста к умению мысленно
рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные
комбинации,

предвидеть

замыслы

партнера.

С

дальнейшим

совершенствованием техники игры воспитанники научиться искать и
терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Адресат: программа разработана для старших дошкольников, Для
обеспечения качества реализации Программы в кружке занятия проводятся в
группе 10-12 человек с детьми в возрасте 6-7 лет.
Режим занятий: занятия организуются один раз в неделю, во второй
половине дня, продолжительность занятия – 30 минут.
Срок

освоения

общеразвивающей

программы:

реализация

программы рассчитана на 1 год обучения (36 недель).
Форма обучения: групповая, подгрупповая. Работа с дошкольниками
осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности,
закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.
Форма подведения результатов: беседа, мини-турниры, открытые
занятия. Итогом детской деятельности могут служить участие в конкурсах и
турнирах по игре в шашки на разных уровнях.
5

1.1.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы: создание условий для развития личности
воспитанников посредством обучения игре в шашки.
Выполнению

поставленной

цели

способствует

решение

следующих задач:
Обучающие:
1. познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным
кодексом; - научить простейшим комбинационным идеям в середине
игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;
2. познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым
рядом;
3. научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;
4. научить простейшим дебютным схемам;
5. научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки
против одной;
6. познакомить с основами композиционной игры.
Развивающие:
1. развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней
всенародной игре;
2. развивать внимание, память, логическое мышление
Воспитательные:
1. формировать культуру общения и поведения в коллективе;
2. прививать навыки здорового образа жизни;
3. помочь ребенку в самореализации, осознания собственного «Я»;
4. воспитывать

трудолюбие,

самостоятельность,

ответственность,

активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко,
критически переносить неудачи и поражения.

6

Работа с детьми строится на основе главных методических
принципов:

учет

возрастных

особенностей

детей,

доступность

материала, постепенность его усложнения.
Программа

направлена

самостоятельности,
эстетического,

на

раскрытие

волевого

развитие

умственного,

потенциала

личности

мышления,
нравственного,

детей

старшего

дошкольного возраста (6-7 лет):
- связи с жизнью,
- систематичности,
- реалистичности,
- активности,
- контролируемости,
- последовательности,
- индивидуального подхода в обучении и умственного развития детей,
- доступности материала, его повторности, построения программного
материала от простого к сложному,
- наглядности,
- обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом
возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Основой организации работы с детьми в данной программе
является система дидактических принципов:
1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а
не пассивное созерцание со стороны.
3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.

7

4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора.
5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения игровых встреч:
 словесный: рассказ, беседа, объяснение;
 наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
 практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок,
задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в
зависимости от темы занятия.
По

особенностям

коммуникативного

соревнования, развлечения.

взаимодействия

–

игра,

Предлагая выполнение задания в парах,

учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков,
темперамент.

8

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план
Таблица 1
№
п/п
1.
2.
3.

4.
5.
6.

7.
7.
8.
9.

Название раздела
История
возникновения шашек.
Знакомство с
правилами игры.
«Волшебные ниточки
сказочного
королевства» «Шашечные дороги».
Из шашки в дамку.
Разные виды ничьей
партии.
Основные приемы
борьбы на шашечной
доске.
Знакомство с таблицей
шашечного турнира
Викторины, конкурсы.
Турнир сильнейших.
Шашечный турнир с
родителями.

Всего
2

Количество часов
Теория
Практика
2

Формы
контроля
Беседа

4

1

3

Беседа

8

2

6

Беседа

4
3

1
1

3
2

Беседа
Беседа

8

2

6

Беседа

2

1

1

3
1
1

Турнир
Турнир
Турнир

3
1
1

36

10

26

Содержание учебно-тематического плана
1.

История

возникновения

шашек.

Познакомить

с

историей

возникновения игры; Рассказать историю возникновения игры; Рассказ,
показ иллюстраций, беседа. (На Руси шашки появились в 10 веке. Шашки
были найдены на территории Киевской Руси. Найденные шашки были
сделаны из глины, дерева, камня и янтаря, этот факт говорит о том, что в эту
игру любили играть люди всех слоев населения). Знание детей истории
возникновения игры.
2.

Знакомство с правилами игры. Упражнять в умении ориентироваться

на плоскости, познакомить с понятиями: вертикальные, горизонтальные
линии, познакомить с диагональной линией. Обогащать словарь детей
новыми словами: шашист, партнёр, диагональ, ничья. Развивать интерес к
9

игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу,
желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
3.

«Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные

дороги». Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет
предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома,
окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной
на шашечной доске.
4.

Из шашки в дамку. Активизировать мыслительную деятельность,

тренировать

логическое

мышление

и

память,

наблюдательность,

находчивость, смекалку. Развивать чувство ответственности и умение
разрешать проблемные ситуации. Воспитывать спокойствие и уверенность в
своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с
достоинством.
5.

Разные виды ничьей партии. Обучение алгоритму хода. Выигрыш,

ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное
количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ. литературы.
6.

Знакомство с таблицей шашечного

турнира.

Знакомство

с

понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение

подвижности

фигур.

Тренировочные

упражнения

по

закреплению знаний о шашечной доске.
7.

Основные приемы борьбы на шашечной доске. Упражнения на

выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с
учетом

контроля

полей,

на

ограничение

подвижности

шашек.

Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске. Игра
«уголки», игра «поддавки». Основные приемы борьбы на шашечной доске.
8.

Викторины, конкурсы. Шашечная викторина включает в себя

вопросы, которые помогут напомнить названия некоторых шашечных
терминов. Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого
потенциала личности дошкольника. Воспитание отношение к шашкам как к
10

серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и
творческую

направленность.

Воспитание

настойчивости,

целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли,
трудолюбия,

коллективизма;

развитие

стремления

детей

к

самостоятельности. Развитие умственных способностей детей: логического
мышления.
9.

Турнир сильнейших. Обучение дошкольников принципам шашечной

игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка
воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для
личностного

и

интеллектуального

развития

старших

дошкольников,

формирования общей культуры посредством обучения игре в шашки.
10.

Конкурсы на призы. Практическое закрепление материала. Решение

кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры.
11.

Шашечный турнир с родителями. Данные настольные игры

предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют
социализации,

развитию

навыков

общения,

приучают

дошкольников

доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и
шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют
скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы,
делятся впечатлениями.

11

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные:
1. У детей развит познавательный интерес к русским шашкам как к
древней всенародной игре;
2. У детей развито внимание, память, логическое мышление.
Личностные:
1. у детей сформирована культура общения и поведения в
коллективе;
2. в ходе игры дети проявляют самостоятельность, ответственность,
активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко,
критически переносить неудачи и поражения.
Предметные:
1. дети знакомы с историей появления шашечной игры, шашечным
кодексом; - научить простейшим комбинационным идеям в
середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;
2. дети знают правила шашечной игры, ориентируются на буквенноцифровым ряду игровой доски;
3. дети могут реализовывать материальный перевес в 1 шашку и
более;
4. дети могут разыгрывать простейшие дебютные схемы;
5. дети могут реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4
дамки против одной;
6. дети знакомы с основами композиционной игры.

12

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
реализация дополнительной общеобразовательной

программы

«Умные

шашки» предполагается в условиях помещения группы. В группе имеются
разновысокие столы (в соответствии с требованиями СанПиН), стулья,
материалы и оборудование для овладения игрой в шашки в достаточном
количестве для организации как групповой, так и подгрупповой работы:
 комплекты шашек и досок (6 комплектов);
 шахматные часы (2 комплекта);
 магнитно-маркерная доска (1 шт.);
 напольный модуль для игры в шашки (1 набор).
Мультимедийные средства обучения:
 флешка с программами и мультфильмами по теме;
 проектор (переносной).
Кадровое обеспечение
Таблица 2
Наименова
ФИО,
должность
ние
образовате
льной
программы
ДООП
Лебедевич
«Умные
Надежда
шашки»
Витальевна

Уровень
образования

Среднее
специальное
Ирбитское
педагогическе
училище,
1985г.

Информация о дополнительном
профессиональном образовании

АНО ОЦ «Каменный город»
Организация и проведение
занятий по технологии ТРИЗ
в ДОО, 2021 г.

13

Стаж
педаго
гическ
ой
работы
41 год

Методические материалы
1. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк «Шашки для детей».
2. М. Е. Юровский, Л. П. Кондратьева «Зайкины шашки», Санкт –
Петербург, 2001 г.

14

2.2. ФОРМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Педагогический

анализ

знаний

и

умений

детей

(диагностика)

проводиться 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
(Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
предусматривает наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а
также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения старших
дошкольников играть в шашки
Таблица 3
Фамилия, Расставляет Начало
шашки на
имя
игры
поле
ребенка

Ход
шашек

Бой шашек
соперника

Решение
диаграмм

Дамка

Доводит
игру до
конца

Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух
цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми
шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он
делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет
возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с
определенным условием.
15

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной
шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со
сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен
попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на
соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как
низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с
заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку
требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки
педагога.

16

Список использованной литературы
1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск,
«Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература»,
1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске,
«Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и
туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки,
«ФИС», 1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».