Кем быть 6-7 лет 1 год 2024-2025

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социально-личностного развития воспитанников
623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 13 а
тел./факс 8 (343 76) 5 69 43, e-mail: mkdou11@uobgd.ru
Принята
Педагогическим советом
протокол № 04
от «31» мая 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Кем быть?»
возраст воспитанников 6-7 лет
срок реализации: 1 год

Богданович 2024

Содержание
Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.Содержание общеразвивающей программы
1.4.Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий

3
8
9
19
20

2.1. Условия реализации программы
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

20
24
27

Приложения

28

1.

3

1. Комплекс основных характеристик
1.1.

Пояснительная записка

В мире детства, играя, мы все мечтали о том, кем мы будем, когда вырастем.
Сегодня я принимаю на себя игровую роль врача, завтра учителя, а послезавтра –
президента… Возможностей так много и они так разнообразны.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,
направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей
у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии,
наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
О том, кем будет человек впервые начинает задумываться в детстве. И
совсем не важно, что выбор профессии в том или ином дошкольном возрасте
зачастую связан с яркими эмоциональными переживаниями от «встречи» с миром
профессий (посетил поликлинику, кафе и пр.).
Уже в дошкольном возрасте у детей ярко проявляются способности,
наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная
психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно
прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы
можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой
либо конкретной области.
Именно детский сад является первой ступенькой, толчком в ранней
профориентации подрастающего поколения. В детском саду в игровой
деятельности дети получают первые базовые знания о профессиях, их
многообразии и широким выбором. Эти элементарные знания помогают детям
расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе
познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они
на работе.
Ранняя профориентация детей (в том числе и дошкольников), является на
сегодняшний день одним из приоритетных направлений как системы образования,
так и государственной политики в целом.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как
подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального
самоопределения вбудущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду,
важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли
труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в
процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность
деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные
действия, труд людей, их профессии.
Данная программа, через решение ряда педагогических задач, позволяет
познакомить детей с профессиями, развить интерес к труду взрослых и
сформировать привычку трудиться, воспитать в детях трудолюбие.
В программе, с учетом возраста детей виды и содержание трудовой

деятельности детей.
Дополнительная общеразвивающая программа «Кем быть?» (далее Программа) разработана в соответствии с нормативными докумнтами:
– Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
– «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва;
– Постановление Главного государственного врача РФ от 04.07.2014г № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»);
– Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
– Приказа Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
– Устава муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения МАДОУ «Детский сад № 11» общеразвивающего вида с
приоритетным
осуществлением
социально-личностного
развития
воспитанников (далее - МАДОУ «Детский сад № 11»);
– Лицензии на образовательную деятельность МАДОУ «Детский сад № 11»;
– Основной общеобразовательной программы – образовательной программы
дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 11».
Актуальность программы обеспечивается тем, что она раскрывает для
дошкольника мир профессионального самоопределения в двух направлениях:
1. Теоретическом, которое предполагает получение детьми информации о
профессиях через ознакомление детей с трудом взрослых;
2. Практическом - непосредственное участие детей в посильной трудовой
деятельности, рассматриваемые, в данном контексте, как элементарные
трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются
профессионально ориентированные интересы.
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Она поможет ребенку наиболее полно открыть свои интересы и увлечения в
мире профессий путем «трудовых проб» в игровой и познавательной деятельности,
создаст условия для ранней профессиональной профориентации и будет
поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир профессий во всем его

многообразии и проявлениях. Преемственность образовательных областей
способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой
самооценке.
Отличительной особенностью программы является использование в процессе
дополнительного образования социоигровых технологий, позволяющих
«примерить» каждому ребенку ту или иную профессиональную роль, прожив ее в
игровой деятельности. Перенос «профессиональных обязанностей» происходит,
при этом, из личного опыта ребенка (экскурсии, виртуальные экскурсии, встречи с
интересными людьми, чтение и разыгрывание сюжетов литературных
произведений и т.п.).
Применение в образовательном процессе игровой развивающей среды
«Навигатум в мире профессий».
Данная программа способствуют созданию в группе мотивирующей
атмосферы, позволяющей развивать навыки деятельностного подхода к решению
задач, совместной выработки идей, распределения «трудовых ролей».
На теоретических занятиях дети получают информационную базу о
профессиях и их многообразии, трудовых операциях, инструментах и пр.
Практические занятия позволяют в форме игр, тренингов, непосредственном
выполнении трудовых действий опробовать прожить ту или иную профессию.
Важным условием
реализации
программы
является готовность
педагога идти за интересами и потребностями своих воспитанников, без
ограничения их рамками своих знаний или требований Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основной технологией ранней профориентации является комплексное
педагогическое воздействие на психические процессы, сопровождающиеся
практической трудовой деятельностью.
Значимость программы заключается в том, чтобы научить детей трудиться,
получать удовольствие от результатов своего труда, проявлять интерес к трудовой
деятельности родителей и ближайших родственников.
Адресат. Программа «Кем быть?» рассчитана для работы с детьми старшего
дошкольного возраста (6-7 лет).
На сегодняшний день ранняя профориентация преимущественно носит
информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не
исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в
каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при
выполнении посильной работы).
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в
дошкольном возрасте через сказки, общение со взрослыми и средства массовой
информации. В зависимости от способностей, психологических особенностей
темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у
детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к
определенным видам деятельности. К выбору своей будущей профессии нужно
серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или
работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий,

требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем
он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем
более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем
свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии
заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению
родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том,
чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему
самостоятельный выбор в дальнейшем.
Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его
начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений
и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать
свои возможности в более старшем возрасте.
Принципы построения программы
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности
ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на
отношении к нему как сознательному, полноправному участнику
воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не
участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не
предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве
результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель,
принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу
выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения
работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших
получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность
(экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение,
викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым
ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных
отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе,
своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется
способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции
поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение
образовательной и воспитательной практики в соответствие с
социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
В программе представлен богатый информационный и практический
материал по организации экскурсий (в том числе виртуальных) с детьми старшего
дошкольного возраста на различные предприятия.
Программа поможет педагогам обогатить сюжеты детских игр, придать
игровым действиям более глубокий практический смысл, подсказать детям, как

правильно подобрать атрибуты для воплощения той или иной роли, какие
профессиональные качества присущи представителям выбранной для игры
профессии.
Важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире
профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать
профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Срок освоения: программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 6-7 лет.
Работа проводится в рамках дополнительного образования. Тематика
дополнительного образования по ранней профориентации рассчитана на период с
октября по май.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 36 занятий в год. Содержание
программы «Кем быть» реализуется по двум модулям: «Мир профессий»
(информационный модуль), «Все работы хороши…» (практический модуль). Оба
модуля взаимосвязаны и реализуются одновременно.
Форма обучения – групповая.
Общее количество часов, необходимых для освоения программы,
представлены в таблице 1.
Таблица 1
Объем дополнительной общеразвивающей программы «Кем быть?»
Модуль «Мир профессий»
Возрастная
категория
Итого в неделю
Итого в год

Модуль «Все работы
хороши…»
7-й год жизни
подготовительная к школе группа
18
18
36

Для формирования у детей ранней
разнообразные виды занятий, методы и приемы.
Методы
Наглядный
Информационный
Практический
Репродуктивный
Словесный
Проблемный

профориентации

используются

Приѐмы
Виртуальные
экскурсии
и
рассматривание
иллюстраций, тематических альбомов о профессиях
и профессиональной деятельности людей.
Презентации.
Изучение
информационных
источников о профессиях в сети Интернет.
Совместная деятельность педагога и ребѐнка.
Воспроизводство
знаний
и
способов
профессиональной
деятельности
(простейшие
трудовые операции в быту)
объяснение, беседы с использованием игровых
персонажей и наглядности, чтение детской
художественной литературы
Постановка
проблемы
и
поиск
решения
(необходимость выполнения тех или
иных
трудовых действий – поиск средств и возможностей
осуществления трудовой задачи)

Игровой

Использование сюжета игр для проигрывания
различных профессиональных ролей.
Дидактические и настольно-печатные игры о
профессиях. Игровые и тренинговые ситуации.

Формами подведения результатов являются самостоятельная игровая
деятельность детей «в профессии», широта и многообразие трудовых ролей и
операций, интерес к миру профессий.

1.2.

Цель и задачи реализации дополнительной общеразвивающей
программы

Цель модуля «Мир профессий» знакомство детей с миром профессий и их
многообразием, формирование у детей обобщенных представлений о структуре
трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности
человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
Задачи модуля 1:
Обучающие:
 формировать представление о профессиях направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
 формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
 формировать первичные представления о мотивах труда людей;
 формировать представление о профессиях старины и профессиях будущего;
Развивающие:
 учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда,
имеющих понятный ребенку результат;
 систематизировать знания о труде людей в разное время года;
 развивать умение обобщать и систематизировать информацию о профессиях,
выявлять закономерности;
Воспитательные:
 формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
коммуникативные навыки;
 формировать интерес к миру профессий, как процессу ранней
профориентации.
Цель модуля 2 сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру
профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных
видах деятельности.
Задачи модуля 2:
Обучающие:
 расширять и систематизировать представления о различных видах труда
взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и









государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы,
результаты, их личностную, социальную и государственную значимость,
представления о труде как экономической категории);
расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных
условий;
расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах
– помощниках человека;
Развивающие:
формировать представление о видах производственного труда (шитьѐ,
производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего
труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов
деятельности людей различных профессий.
Воспитательные:
совершенствовать навыки сотрудничества в трудовой и игровой
деятельности (выполнение трудовых операций, «пробование» профессий);
совершенствовать интерес к миру профессий, как процессу ранней
профориентации.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Таблица 2
Учебный (тематический) план

№
п/п

1.

2.

3.

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
занятий

Теорети
ческая
часть

Практи
ческая
часть

Знакомство с понятием «профессия», 2
профессиональные обязанности,
орудия (инструменты труда)
Знакомство с профессиями детского 3
сада

1

1

1

2

Знакомство с профессиями сферы
услуг и обслуживания:
учитель
врач (многообразие направлений
лечебной деятельности)
продавец (многообразие направлений
деятельности)

2

5

7

Форма аттестации
/ контроля

Викторина
«Мир
профессий»
Мини-проект
«Профессии
детского сада»
Игра
Анализ
наблюдений,
миниэксперимент
Оформление
результатов
интервью
Минипрезентации
детей
о
выбранной
профессии
Игра

9.

парикмахер, визажист
бухгалтер
водитель (многообразие направлений
деятельности)
швея
официант
дизайнер
Профессии из цикла «закон и
спасение»
полицейский
пожарный
спасатель
Знакомство с профессиями цикла
«производство продуктов питания»:
повар
кондитер / пекарь
технолог
Знакомство с
сельскохозяйственными
профессиями
комбайнер
животновод / ветеринар
растениевод
Знакомство с профессиями цикла
«строитель» и многообразием
трудовых операций:
проектировщик
крановщик
каменщик
сварщик
штукатур-маляр и пр.
Знакомство с профессиями сферы
экономики
финансист
бухгалтер
банкир
экономист
Профессии родителей

10.

Профессии старины

1

1

0

11.

Самые необычные профессии

2

1

1

12.
13.

Мужские и женские профессии
Профессии будущего

1
2

1
2

0

32

16

16

4.

5.

6.

7.

8.

Итого:

3

1

2

Игра

2

1

1

Игра
Минипрезентации

2

1

1

Минипрезентации
детей
выбранной
профессии

о

2

1

1

Изготовление
интерактивного
макета «Строим
дом»

2

1

1

2

1

1

Минипрезентации
детей
о
выбранной
профессии
Игра
Презентация
творческого
детскородительского
проекта
Минипрезентации
детей
Минипрезентации
детей
Викторина
Творческий
проект

Содержание учебного (тематического) плана

1. Знакомство с понятием «профессия», профессиональные обязанности,
орудия (инструменты труда)
Теория: что такое «профессия», какие орудия труда и инструменты необходимы
людям профессий для выполнения трудовых функций, оплата за труд, значение
труда и приобретения профессии для жизни человека.
Практика: рассматривание тематических альбомов, изучение натуральных орудий
труда (доступных для детей). Дополнение тематических альбомов, пополнение
базы орудий труда детьми совместно с родителями (по возможности с места
работы родителей).
2. Знакомство с профессиями детского сада
Теория: изучение трудовых операций работников детского сада, наблюдение за
деятельностью в течение дня
Практика: сравнение интенсивности труда работников детского сада в разных
направлениях. Анализ трудовых операций работников (у кого труд какой
сложности). Интервьюирование сотрудников детского сада по вопросам
профессиональной деятельности.
3. Знакомство с профессиями сферы услуг и обслуживания:
– учитель
– врач (многообразие направлений лечебной деятельности)
– продавец (многообразие направлений деятельности)
– парикмахер, визажист
– бухгалтер
– водитель (многообразие направлений деятельности)
– швея
– официант
– дизайнер
Теория: изучение трудовых операций. Наблюдение за трудом взрослых (экскурсии,
виртуальные экскурсии), рассматривание тематических альбомов и карточек по
профессиям (на основе методического комплекта «Навигатум в мире профессий»).
Изучение профессий в произведениях литературы и изобразительного творчества,
просмотр мультипликационных фильмов цикла «Навигатум в мире профессий».
Практика: Анализ трудовых операций работников. Сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры. Создание тематических альбомов. Игровые ситуации.
Изготовление оборудования для игр.
4. Профессии из цикла «закон и спасение»
– полицейский
– пожарный
– спасатель
Теория: изучение трудовых операций. Наблюдение за трудом взрослых (экскурсии,
виртуальные экскурсии), рассматривание тематических альбомов и карточек по
профессиям (на основе методического комплекта «Навигатум в мире профессий»).
Изучение профессий в произведениях литературы и изобразительного творчества.
Практика: Анализ трудовых операций работников. Сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры. Создание тематических альбомов. Игровые ситуации.

Изготовление оборудования для игр. Участие в творческих конкурсах,
объявленных организациями службы спасения и профилактики. Просмотр
мультипликационных фильмов цикла «Навигатум в мире профессий».
5. Знакомство с профессиями цикла «производство продуктов питания»:
– повар
– кондитер / пекарь
– технолог
Теория: изучение трудовых операций. Наблюдение за трудом взрослых
(экскурсии, виртуальные экскурсии), рассматривание тематических альбомов и
карточек по профессиям (на основе методического комплекта «Навигатум в мире
профессий»). Изучение профессий в произведениях литературы и
изобразительного творчества.
Практика: Анализ трудовых операций работников. Сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры. Игровые ситуации. Просмотр мультипликационных
фильмов цикла «Навигатум в мире профессий». Изготовление кулинарных и
кондитерских изделий детьми (простейших) с соблюдением технологии и
атрибутов настоящих трудовых действий, требуемых по профессии.
6. Знакомство с сельскохозяйственными профессиями
– комбайнер
– животновод / ветеринар
– растениевод и пр.
Теория: изучение трудовых операций, наблюдение за трудом взрослых
(виртуальные экскурсии), рассматривание тематических альбомов и карточек по
профессиям (на основе методического комплекта «Навигатум в мире профессий»).
Рассматривание натуральных орудий сельскохозяйственного труда (доступные
детям (грабли, лопаты, секаторы и пр.).Изучение профессий в произведениях
литературы и изобразительного творчества.
Практика: Анализ трудовых операций работников. Дидактические игры. Игровые
ситуации. Просмотр мультипликационных фильмов цикла «Навигатум в мире
профессий». Экспериментирование (обмолот зерна, жатва, помол зерна, посадка
растений, наблюдение за их ростом и развитием). Практические действия с
инвентарем
и
оборудованием,
необходимым
в
сельскохозяйственной
профессиональной деятельности.
7. Знакомство с профессиями цикла «строитель» и многообразием трудовых
операций:
– проектировщик
– крановщик
– каменщик
– сварщик
– штукатур-маляр и пр.
Теория: изучение трудовых операций, наблюдение за трудом взрослых
(виртуальные экскурсии), воспоминания детей о ремонте в квартирах, где они
живут, рассматривание тематических альбомов и карточек по профессиям (на
основе методического комплекта «Навигатум в мире профессий»).

Рассматривание натуральных орудий труда строителей (доступные детям (грабли,
лопаты, секаторы и пр.), техника безопасности на стройке и вблизи стройки.
Изучение профессий в произведениях литературы и изобразительного творчества.
Практика: Анализ трудовых операций работников. Дидактические игры. Игровые
ситуации. Просмотр мультипликационных фильмов цикла «Навигатум в мире
профессий». Экспериментирование (замешивание бетона (цемент, вода, песок,
изготовление и сушка кирпичей, строительство кирпичного дома и т.п.).
Практические действия с инвентарем и оборудованием, необходимых в
строительстве. Постройка движущейся модели подъемного крана из конструктора
LEGO. Использование постройки в игровой деятельности и для изготовления
макета «Строим дом».
8. Знакомство с профессиями сферы экономики
– финансист
– бухгалтер
– банкир
– экономист
Теория: изучение трудовых операций, наблюдение за трудом взрослых
(виртуальные экскурсии), воспоминания детей о посещении банка, о работе
родителей в сфере финансов, рассматривание тематических альбомов и карточек
по профессиям (на основе методического комплекта «Навигатум в мире
профессий»). Рассматривание натуральных инструментов «экономистов» (счетная
машинка, счеты, как предвестник счетной машинки, модели денежных знаков,
расчетно-кассовые машины, печати, штампы, бланки и пр.). Изучение профессий в
произведениях литературы и изобразительного творчества.
Практика: Анализ трудовых операций работников. Дидактические и сюжетноролевые игры. Игровые ситуации. Просмотр мультипликационных фильмов цикла
«Навигатум в мире профессий». Действия с вычислительной техникой и пр.
оборудованием специалистов сферы финансов и экономики. Изготовление
атрибутов для игр.
9. Профессии родителей
Теория: изучение профессий родителей. Беседа с родителями о профессии, как
попали в профессию, где и почему получали образование, чем привлекает
профессия. Что необходимо для того, чтобы хорошо и качественно выполнять
свою работу. Какое вознаграждение предусмотрено за труд маме и папе.
Практика: интервьюирование родителей. Рассказывание из личного опыта «Мой
папа (моя мама) работают…», презентация детьми детско-родительских
творческих проектов «Мои родители работают». Сюжетно-ролевые и настольнопечатные игры. Викторина «Мои родители работают».
10. Профессии старины
Теория: изучение профессий старины в различных информационных источниках
(сеть Интернет, энциклопедии, посещение музеев (в том числе виртуально)
рассказы бабушек и прабабушек и пр.). Изучение закономерностей, почему не
стало тех или иных профессий, почему они исчезли или мало востребованы.

Рассматривание предметов (инструментов, орудий труда), анализ их
предназначения (что и для чего использовалось в труде людей, в каких профессиях
осталось до сих пор).
Практика: создание мини-музея «Профессии старины».
Изготовление
информационных страниц для энциклопедии «Профессии старины» изготовленных
детьми и родителями. Обыгрывание ситуаций. Создание энциклопедии.
11. Самые необычные профессии
Теория: изучение необычных и маловостребованных профессий. Орудия труда.
Необходимость для жизни человека.
Практика: Изготовление информационных страниц для энциклопедии «Необычные
профессии», изготовление информационной энциклопедии
«Необычные
профессии».
12. Мужские и женские профессии
Теория: разделение профессий на мужские и женские. Сугубо мужские и сугубо
женские профессии. В каких профессиях больше мужчин (женщин). Почему
женщины идут в мужские профессии и наоборот.
Практика: Сюжетно-ролевые и дидактические игры. Обыгрывааание игровых
ситуаций. Викторина.
13. Профессии будущего
Теория: изучение новых направлений в профессиональной деятельности человека в
связи с новыми современными технологиями.
Практика: размышления детей о новых профессиях, которые могут появиться в
современном мире. Рисование «Профессии будущего». Письмо в будущее «Кем я
стану».
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемый результат реализации программы «Кем быть?»:
Метапредметные:
 у
дошкольников
сформированы
представления
о
профессиях
направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
 у дошкольников сформированы представления о сложных трудовых
операциях и механизмах;
 у дошкольников сформированы первичные представления о мотивах труда
людей;
 у дошкольников сформированы представления о профессиях старины и
профессиях будущего;
 у дошкольников систематизированы представления о современных
профессиях;
 у дошкольников сформированы представления о профессиях, связанных со
спецификой местных условий;
 у дошкольников сформированы представления о роли механизации в
труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

 у дошкольников сформированы представления о связи результатов
деятельности людей различных профессий.
Личностные:
 у дошкольников проявляются навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками, коммуникативные навыки при работе в паре,
коллективе;
 у дошкольников сформирован интерес к профессиям, как процессу
ранней профориентации, способам трудовых действий.
Предметные:
 у дошкольников развито умение обобщать и систематизировать
информацию о профессиях, выявлять закономерности;
 дошкольники умеют вычленять цели, основное содержание
конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
 у дошкольников проявляются навыки самостоятельного изучения
мира профессии через общение с родителями и интересными людьми,
через получение информации о профессиях в различных источниках.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение;
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Кем
быть?» в МАДОУ «Детский сад» используется помещение групповой комнаты
для детей 6-7 лет (подготовительная группа).
Оборудование и материалы:
1. Мебель по росту детей
2. Маркерная магнитная доска
3. Мольберт
4. Проектор
5. Ноутбук с выходом в сеть «Интернет»
6. Передвижной экран
7. Игровая развивающая среда «Навигатум в мире профессий»
8. Оборудование для организации интервью (микрофон, видеокамера,
фотоаппарат)
9. Детские тематические энциклопедии
10. Тематические альбомы по профессиям
11. Наборы карточек по профессиям
12. Раскраски по профессиям
13. Материалы для организации детской творческой деятельности
(изобразительные средства)
14. Стенд для расположения результатов детских творческих и совместных

детско-родительских проектов
15. Брошюратор (для оформления совместных работ (энциклопедий,
книжек-самоделок и пр.)
Для реализации программы используются следующие информационное
обеспечение:
 ресурсы информационных сетей;
 мультипликационные фильмы «Навигатум в мире профессий».
Методические материалы.
Для реализации программы используется игровая развивающая среда
«Навигатум в мире профессий».
Работа по реализации программы осуществляется в разных формах
взаимодействия: совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной
детской деятельности.
1. Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество
детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями
различных профессий.

В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются
коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется
понимание норм и правил общественного поведения.
Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического
процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения,
чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных
кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр,
занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой
деятельности). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой
взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной
трудовой деятельности с взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы.
Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в
самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить
приобретенные знания.
2. Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с
профессиями взрослых имеет следующие формы организации:
–
игры (сюжетно-ролевые, дидактические,театрализованные);
–
продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов,
изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация,
конструирование, выполнение коллажей,и плакатов);
–
выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению
взрослого, по собственному желанию);
–
экспериментирование.
3. Конкурсы
4. Викторины
5. Презентация исследований в мире профессий
6. Праздники и развлечения.
Занятия строятся в соответствии со следующими этапами: знакомство детей с
новыми понятиями, объектами, материалами для ознакомления, установление
взаимосвязей, «примеривание» роли в той или иной профессии в рамках игровой
и ситуационно-игровой деятельности, рефлексия, развитие.
Такой подход позволяет детям легко и естественно продвигаться вперед и
добиваться своих целей в процессе ознакомления с миром профессий и раннего
самоопределения в нем.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля в соответствии с учебным (тематическим)
планом предполагают следующие формы: презентация творческих отчетов детей
(индивидуальные мини-презентации по интересам о профессиях), оценка и анализ
творческих работ детей (макеты, информационные страницы), результаты
викторины для детей «Мужские и женские профессии».
Оценочные материалы
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень
освоения ребенком данной программы и ее влияние на раннее профессиональное
самоопределение ребенка (профориентация).

Мониторинг детского развития проводится два раза в год: входной - в
октябре, итоговый – в мае.
Педагогическая диагностика осуществляется на основе авторской разработки
Л.Е. Смирновой «Диагностика ранней профориентации детей дошкольного
возраста».
Задачи диагностики
1. Обобщить полученные результаты.
2. Установить типичные затруднения, которые испытывают дети в ранней
профориентации в процессе освоения мира профессий.
3. Наметить основные пути преодоления выявленных затруднений и
совершенствования
методики
организации
процесса
ранней
профориентации старших дошкольников.







Результаты диагностики позволяют:
ор и е нт и р о в а т ьс я на да л ь н ей ше е пр о д в ижение и успех ребенка;
ут о чн я ть и за к р епл ят ь оп р ед е ле нн ые знания, умения, навыки ребенка;
ди а г н о с т иро в а т ь пр ич ины слабых и си л ь н ых сторон ли чн о с т и;
раз в и в а т ь умения и навыки в новой си т уа ц и и для ре бе н к а ;
во с п и т ыв ать чу в ст во от в етс т ве н нос ти , на ст ой чив ос т и в достиженицели,
фор мир ован ие на в ык ов са мо с т оя т ел ьной работы и др.;
ко н т р о л и ро в а т ь со о т в е тст в и е уровня дос т и же н и й , к принятым
нормам;

 ст и му л и р о в а т ь ре з ульт аты деят е л ь н о ст и ре б е н к а .
Пока затели уровня овладения детьми исследовательской деятельностью
ܲ

Диагностика по теме «Профессии. Орудия труда»
Дата проведения:
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка
1.Перечисли, какие профессии, ты знаешь?
2. Какая профессия у твоей мамы?
Твоего папы?
Имеющиеся знания
Профессии
«Кто это?»
(30)
актив
пас.
Учитель
Воспитатель
Логопед
Медсестра
Повар
Помощник
воспитателя
Уборщица
Пастух
Хлебороб,
фермер
Врач

«Что делает?»

«Орудия
труда»

Какими качествами
должен обладать…

Водитель
Столяр
Портниха
Музыкант
Продавец
Кассир
Строитель
Маляр
Спортсмен
Военный
Библиотекарь
Писатель
Космонавт
Художник
Пожарный
Полицейский
Фотограф
Актриса
Парикмахер
Почтальон
Итого баллов,
%, уровень
4. Кем бы ты хотел стать? Почему?

Диагностика по теме «Профессии. Орудия труда»
Дата проведения:
Цель: выявить уровень накопленного словаря у детей по теме профессии
1. Перечисли, какие профессии, ты знаешь?

2. Какая профессия у твоей мамы?

Твоего папы?
3.Объѐм словаря
Профессии
(30)
Учитель
Воспитатель
Логопед
Медсестра
Повар
Помощник
воспитателя
Уборщица
Пастух

«Кто это?»

«Что
делает?»

«Орудия
труда»

Какими качествами должен
обладать…

Хлебороб,
фермер
Врач
Водитель
Столяр
Портниха
Музыкант
Продавец
Кассир
Строитель
Маляр
Спортсмен
Военный
Библиотекарь
Писатель
Космонавт
Художник
Пожарный
Полицейский
Фотограф
Актриса
Парикмахер
Почтальон
Итого баллов, %,
уровень
4. Кем бы ты хотел стать? Почему?

Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка.
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ; не отвечает
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый
ответ; отвечает не точно, делает грамматические ошибки.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.
Баллы переводятся в проценты, которые являются показателем уровня усвоенных знаний:
90- 100%- высокий уровень
75-89 %- средний уровень
50-74% - низкий уровень

Список литературы
1. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего

дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
4. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы [Текст]: М.: Генезис ,
2003. - 125 с.
5.
Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной
действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7
лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.
7. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и
методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В.
Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и
доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
8. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая
школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.
9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного
самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.
10. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]:
практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис ,
2010. - 48 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Развивающие игры по ранней профориентации
«Не пропусти профессию».
Цель: Развитие способности к переключению внимания, расширение
кругозора. Обогащение словарного запаса детей.
Ход: Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые
произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название
профессии, дети должны подпрыгивать на месте.
Варианты слов: Лампа, водитель, ножницы, шахтѐр, яблоко, болтун,
доктор, ананас, фабрика, карандаш, ветеринар, тетрадь, чайник, бутерброд,
учитель, гроза, обруч, тракторист, ложка, полянка, библиотека, мама, человек,
продавец, птица, река, очки, попугай, парикмахер, стул, огород, строитель,
окно, милиционер, пожарный, скамья, ребѐнок, воспитатель и т. д.
«Угадай профессию».
Цель: Научить понимать назначение и функции предметов
профессиональной деятельности.
Ход: Весы, прилавок, товар (Продавец) Каска, шланг, вода (Пожарный)
Сцена, роль, костюм (Актѐр) Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар) Доска, мел, учебник (учитель)
Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель) Болезнь, таблетки, белый
халат (Врач) Ножницы, фен, модная причѐска (Парикмахер) Корабль, море,
штурвал (Моряк) Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)
«Петрушка идѐт трудиться».
Цель: Научить классифицировать предметы по функциональному
назначению (удовлетворению потребностей в труде); воспитывать желание
помогать взрослым.
Ход: Приходит письмо от Петрушки, в котором он рассказывает, что
гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а ещѐ помогает бабушке. Сегодня
она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы;
сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль,
пропылесосить). Однако, Петрушка запутался в орудиях труда и просит ребят
помочь.
Воспитатель предлагает детям макеты огорода, кухни и комнаты и
объясняет, что нужно взять одну картинку, посмотреть внимательно, назвать
предмет, рассказать как им пользоваться и для какого труда он нужен, потом
положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос нужен
для чистки паласа, поэтому его нужно положить к макету комнаты.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями
труда есть картинки с игрушками. Их нужно выбрать и сложить в коробку.
Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать Петрушке в
письме, какие картинки ему нужны для выполнения заданий бабушки.

«Петрушка осваивает профессии».
Цель: Формировать умение классифицировать предметы по
функциональному назначению, закрепить название профессий; воспитывать у
детей интерес к работе взрослого – садовника, повара, врача, столяра,
портного.
Ход: Ребята, вы знаете, что наш друг Петрушка уехал к себе домой в
сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет:
«Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал
много интересного о людях разных профессий и даже захотел работать вместе
с ними. Так как я не скоро приеду, посылаю вам картинки, на которых
художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу
работать».
- Как вы думаете, кем работает Петрушка? (Показывает картинку.)
Правильно, здесь он – врач. А здесь кто? (Повар.) Кем изображѐн Петрушка на
этой картине? (Он портной.) А как вы догадались? (Он шьѐт одежду и т. п.)
- Петрушка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые для
работы. Давайте я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен
Петрушке этот предмет для работы, или нет.
Если ребѐнок правильно называет предмет, воспитатель отдаѐт ему
картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок.
«Найди пару».
Цель: Закрепить умение детей определять назначение и функции
предметов. Развивать память.
Ход: Ребята, сегодня у нас с вами будет очень необычное занятие.
Сначала мы распечатаем эту посылку. Сегодня утром мне принесли посылку и
письмо. Хотите знать, что в нѐм написано? (Да.) Оно пришло от детей из
другого детского сада. Дети предлагают нам поиграть в игру «Найди пару» и
описывают еѐ. А что у нас в посылке? Здесь конверты с картинками. В каждом
конверте по четыре картинки, на которых изображены предметы. Все
предметы выполняют какие–то функции. Что значит «предмет выполняет
какую-то функцию»?
С помощью воспитателя дети объясняют, что делают с помощью данного
предмета, как используют его.
Затем дети называют предметы, изображѐнные на картинках, и
рассказывают об их функциях.
- А теперь послушайте задание: за первый стол сядут дети, у которых
картинки с изображением предметов для переноски тяжестей, за второй стол
сядут дети, у которых картинки с изображением предметов для освещения
комнат. Теперь поднимите картинки, на которых нарисованы предметы,
помогающие учиться, а затем картинки с изображением предметов,
помогающих трудиться.

«Назови мамину профессию»

Цель: Обогащение словарного запаса детей, развитие фонематического
слуха.
Ход: Игра проводится с перекидыванием мяча.
Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие
профессии. Затем детям объясняются условия игры: «Ребята, я буду бросать
вам мяч и называть общие профессии так, как если бы это были названия
профессий ваших пап или дедушек. А вы возвращаете мне мяч и называете
такую же мамину профессию». Например, повар – повариха, певец – певица,
учитель – учительница, актѐр – актриса, художник – художница и т. п.
«Логическое лото».
Цель: Закрепить название профессий; воспитывать интерес к труду.
Ход: Педагог раздаѐт детям картинки с изображением людей различных
профессий, а затем показывает им по очереди 4 карточки с символическим
изображением растений, животных, людей, техники, задавая при этом вопрос:
«Человек какой профессии с этим работает? Дети поднимают
соответствующие картинки и отвечают: «Моя профессия – лѐтчик. Я работаю
с техникой». «Моя профессия ветеринар. Я работаю с животными»
«Кто что делает? »
Цель: Побуждать детей группировать предметы по их функциональному
назначению.
Ход: Педагог раздаѐт детям карточки с изображением представителей
различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с
изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто
строит дома? »; «Кто шьѐт платья? »; «Кто продаѐт молоко? » и т. д. Примеры
ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьѐт платья», «Продавец
продаѐт молоко».
«Угадай, кто… »
Цель:Развивать умение узнавать людей, их профессию по стилю речи.
Ход: Взрослый произносит фразы соответствующим тоном и с
соответствующими жестами, предлагая ребѐнку угадать, кто это говорит. А
затем ребѐнок пробует загадывать такие загадки взрослому.
- Открой рот и скажи: «А-а… ». -Тема урока: «Геометрические фигуры». Покупаем мороженое, сливочное, шоколадное». - Детки, собираем игрушки» Следующая остановка – «Дворец культуры».
«Загадки».
Цель: Развитие речевой активности и творческого мышления.
Ход: Один ребѐнок загадывает какую – либо профессию и описывает еѐ,
указывая, что делает представитель данной специальности, какую одежду
носит, с кем работает и т. д. Остальные дети отгадывают, о чѐм идѐт речь.
Ребѐнок, который отгадал название профессии, составляет следующий
описательный рассказ.
Игра «Определи по предмету профессию».

Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда,
умение группировать их по способу использования.
«Овощехранилище».
Напомнить детям о том, что колхозники выращивают овощи на огороде, а
фрукты – в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах.
Некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими (картофель, лук,
морковь), другие - солят (огурцы). Дети должны знать , что есть овощи,
которые хранят свежими, и солеными (например, капуста). Овощи и фрукты,
которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые.
Цель: отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их
в быту.
Правило: распределять овощи и фрукты для хранения так. Чтобы они не
испортились и сохранялись зимой и весной.
Оборудование: в ряд расставляют три стола: на одном – овощи и фрукты,
приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других – приемные
пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на
хранение в свежем виде (на «вывеске» - овощи, хранящиеся свежими, картофель, свекла, морковь и др.), на другой будут складываться то, что
пойдет на засолку (на «вывеске» - бочка с огурцами или чем – то другим).
Подготовить «тару» для хранения , для перевозки овощей и фруктов (коробки,
банки, тележки).
Воспитатель говорит: «Колхозники вырастили большой урожай для всех
нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Кладут
овощи и фрукты для этого в овощехранилище». Затем педагог с детьми
распределяют и уточняют роли в игре: часть детей приемщиками, остальные –
колхозниками. «Колхозники» привозят урожай, а «приемщики» определяют
способ хранения; «приемщик» должен рассказать, почему он отбирает овощи
и фрукты для определенного способа хранения.
«Кому что нужно?»
Цель: упражнять детей в классификации предметов, умении называть
предметы, необходимые людям определенной профессии.
Педагог называет человека по профессии, а дети должны сказать, что ему
нужно для работы. Например, сапожник. Дети: гвозди, молоток, кожа, сапоги,
машинка, ботинки, лапа. Воспитатель называет профессии, знакомые детям
данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик,
повар и др. Также можно предложить детям обратный вариант игры. Педагог
называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети
называют профессию.
«Чья одежда?»
Цель: способствовать развитию у детей интереса к людям разных
профессий; уточнять знания о рабочей одежде; учить по рабочей одежде
отличать людей разных профессий: почтальона, шахтера, строителя, врача,
водолаза, летчика, электросварщика.

Игровые правила: по рабочей одежде определять профессию, находить
нужную картинку и показывать ее детям.
Прежде чем начать игру, воспитатель уточняет знания детей о рабочей
одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что
по их одежде можно узнать, кем они работают. Показывает картинки:
«Посмотрите (на картинке изображен летчик), можно ли по одежде узнать, кто
изображен на картинке? Да. Это летчик. Как вы догадались?» Дети
рассказывают о фуражке, костюме, погонах. Затем воспитатель читает
стихотворение Л. Куклина «Кто как одет».
Рабочий работает быстро и ловко.
Рабочая форма зовется спецовкой.
Для каждой работы одежда своя –
Об этом расскажет вам книжка моя т. д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».