Цветная палитра 6-7 лет 1 год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социально-личностного развития воспитанников
623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 13 а
тел./факс 8 (343 76) 5 69 43, e-mail: mkdou11@uobgd.ru
Принята
Педагогическим советом
протокол № 04
от « 20 » мая 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА»
возраст воспитанников 6-7 лет
срок реализации: 1 год

Составитель:
Андреева Надежда Анатольевна,
воспитатель

Богданович 2022

Содержание
Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.Содержание общеразвивающей программы
1.4.Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий

3
9
10
15
16

2.1. Условия реализации программы
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

18
19
21

Приложения

22

1.

2

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Цветная палитра» (далее – ДООП «Цветная палитра»)
разработана с учетом:
 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об
утверждении

Порядка

образовательной

организации

деятельности

и

осуществления

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
 Письмо

Минобрнауки

направлении

России

информации»

рекомендациями

по

общеразвивающих

от

18.11.2015

(вместе

с

проектированию

программ

(включая

N

09-3242

«О

«Методическими
дополнительных
разноуровневые

программы)»);



Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об
утверждении санитарных правил сп 2.4.3648-20 "Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической

реабилитации,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
3

включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
 Приказа Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении
профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых»;
 Устава муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения (далее - МАДОУ «Детский сад № 11»);
 Лицензии на образовательную деятельность МАДОУ «Детский сад
№ 11»;
 Основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 11»;
 Дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы детей и взрослых.
Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Цветная палитра» по содержательной и
тематической составляющей – художественная.
Актуальность программы.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте
закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное

творчество

–

специфическая

детская

активность,

направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается.
Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой
рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто
4

отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования,
поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не
соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его
замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
По мнению Л.С. Выготского и Н.А. Ветлугиной следует, как можно
раньше побуждать детей к выполнению творческих заданий, ведь созидая,
ребенок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать
мелочи и нюансы. Обучаясь работе с различными материалами, узнавая их
специфику, у детей развивается образное мышление. При ознакомлении с
произведениями искусства, дети приобщаются к культурной традиции своего
народа и знакомятся с культурой других стран.
Нетрадиционное
основываясь

на

рисование

традиции.

–

это

Рисование

искусство

изображать,

нетрадиционными

не

способами,

увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает
детей, помогает им раскрепоститься, сделать что-то необычное. Дети
получают незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить
о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Отличительной особенностью программы является то, что она имеет
инновационный

характер,

нетрадиционные

методы

так как
и

в системе

способы

развития

работы

используются

творчества

детей:

кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки,
пальцев, рисование с использованием различных материалов (самодельные
инструменты, природные и бросовые материалы), батик, тампонированием и
др.
Нетрадиционное

рисование

доставляет

детям

множество

положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить
5

фантазию, творчество. Рисование с использованием нетрадиционных техник
изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься
таким интересным делом. Детям интересен сам процесс выполнения работы.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются
огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная
техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе
нетрадиционных материалов.
На занятиях воспитанники получают больше возможностей. Учатся
выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и
второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть
предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей,
сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы.
Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у
детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. В
процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное
восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Опыт, получаемый ребенком, показывает, что рисование необычными
материалами
незабываемые

и

оригинальной
положительные

техникой,
эмоции,

позволяет
здесь

детям

ощутить

присутствует

элемент

необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений
и тем самым вызвать интерес у детей.
Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для
развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
Адресат: Программа «Цветная палитра» рассчитана для работы с
детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). программа разработана с
учетом особенностей психомоторного развития старших дошкольников,
реального уровня освоения техник художественного творчества. Для
6

обеспечения качества реализации Программы в кружке занятия проводятся в
группе 10-12 человек.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие,
дети не всегда могут одновременно учитывать несколько различных
признаков. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным.
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и
могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и
не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Способны изображать все, что вызывает у них интерес.
Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет,
узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение
отдельных предметов и сюжетных картинкок, но и иллюстрации к сказкам,
событиям.
В этом возрасте совершенствуется и усложняется техника рисования.
Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы,
пропорции, цвет.
В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать
новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому»), использовать
способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство
передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения
в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
Срок освоения: программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 6-7
лет. Работа проводится в рамках дополнительного образования. Тематика
дополнительного образования по нетрадиционному рисованию рассчитана на
период с сентября по май.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 34 занятия в год.
Форма обучения: подгрупповая, групповая
Методы обучения:
7

 Словесные (беседа, объяснение, художественное слово, загадки,
последовательности работы, совет).
 Наглядные (показ образца, иллюстрации по теме, пальчиковая
гимнастика, наблюдение).
 Практические

(помощь,

отработка

приемов,

продуктивная

деятельность).
Формами подведения результатов являются: практическое занятие с
использованием детьми на практике полученных знаний и приемов работы,
выставки

детских

изобразительной

творческих

работ,

направленности

на

участие
разных

детей
уровнях,

поздравительных открыток к календарным праздникам и пр.

8

в

конкурсах

изготовление

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста
эстетического отношения к окружающему миру и художественно-творческие
способности в изобразительной деятельности, обогащение духовного мира
детей различными средствами.
Задачи программы:
Развивающие:
 развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение,
ассоциативное мышление и любознательность;
 формировать

эстетическое

отношение

к

окружающей

действительности;
 развивать у детей экспериментально-поисковую деятельность при
выборе материала и способа изображения образа;

 развивать воображение; творческое мышление.
Обучающие:
 обучать детей использовать в рисовании разнообразные техники,
соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения
выразительного образа.
Воспитательные:
 воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально;
 вызывать эмоциональный отклик на новые способы рисования;

 воспитывать навыки адекватной самооценки своей деятельности.

9

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Таблица 1
№
п/п
1.

2.
3.

Название раздела
Знакомство с разными
материалами и
техниками рисования
Тонирование бумаги
Оттиск

Всего
1

Количество часов
Теория
Практика
1

2
4

1
1

1
3

Рисование
поролоновыми
тычками
Печатание природным
материалом
Кляксография и
набрызг
Рисование пластиковой
вилкой
Монотипия, рисование
по сырому листу.
Рисование свечой

1

1

1

1

1

11.

Восковые мелки +
акварель
Рисование солью

2

2

12.

Цветная пена

1

1

13.

Выдувание

1

1

14.

Рисование ладошкой

1

1

15.

Пуантилизм

3

16.

Рисование мятой
бумагой

1

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.

1

3

1

2

4

1

3

2

2

5

1

1

4

2
1

36

7

10

29

Формы
контроля
Беседа
Беседа
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка
Беседа,
выставка

Содержание учебного (тематического) плана
Таблица 2
Название
темы
2

Нетрадиционная
техника
3

1

Знакомство
с
техниками
рисования

Различные

2

Ранняя
осень.
Паучок

Оттиск пробкой

3

Яблоня с
золотыми
яблоками

Рисование
поролоновыми
тычками

4

Цветы в
вазе

Печатание
природным
материалом

N
п/п
1

ОКТЯБРЬ
5
Осеннее
дерево

8

Кляксография и
набрызг

6

Астры

Рисование
пластиковой
вилкой

7

Фруктовые
деревья

Печатание
природным
материалом,
рисование
пальчиками
Монотипия,
рисование по
сырому листу.

Природа
отражается
в воде

4
СЕНТЯБРЬ
Теория: знакомство с различными техниками
рисования
Практика: свободное экспериментирование с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.
Теория: знакомство с техникой «Оттиск»
Практика: изображение паучка в технике «оттиск»,
детализация работы
Теория: знакомство с техникой рисования тычком.
Практика: создание сказочного образа развесистых
деревьев, передавая разветвлённость кроны
фруктовых деревьев
Теория: знакомство с техникой рисования
«печатанье природным материалом» (накладывание
краски на небольшие листочки и отпечатывание).
Практика: изображение цветов в вазе с помощью
техники «печатанье природным материалом»,
композиционное оформление работы.
Теория: знакомство с техниками «набрызг» и
«кляксография».
Практика: передача в рисунке строение дерева ствол (кистью, ветки разной длины
(нетрадиционной техникой: при помощи трубочки
из-под сока), рисование листвы с помощью зубной
щетки и стеки (нетрадиционная техника рисования –
набрызг).
Теория: знакомство с техникой рисования вилкой.
Практика: рисование с натуры нетрадиционными
материалами – пластиковой вилкой, приём
прокручивания кости при рисовании серединок.
Практика: изображение фруктовых деревьев в
технике печатанья природным материалом,
самостоятельный выбор цветовой гаммы и палитры,
изобразительных средств и материалов.
Теория: знакомство с техникой рисования
«монотипия».
Практика: рисование по-мокрому с получением
отпечатков, составление гармоничной цветовой
композиции. Закреплять технику рисования
деревьев.
11

НОЯБРЬ
10
Осенний
пейзаж

11

Дождливая
поздняя
осень

12

Волшебная
страна –
подводное
царство
Ёжик на
полянке

13

Тонирование
бумаги, тычок
поролоном

Рисование
свечой,
тонирование
бумаги
Рисование по
мокрому листу
Набрызг

Теория: знакомство с техникой тонирования бумаги
для дальнейшего использования ее в творческой
работе, знакомство с техникой рисования «тычок».
Практика: передача особенности осенних деревьев с
помощью цвета, создание осеннего пейзажа с
помощью новых техник рисования.
Теория: знакомство с техникой рисования свечой.
Практика: рисование дождливой погоды при
помощи свечи по тонированной бумаге.
Практика: с помощью разнонаправленных, слитных,
плавных движений руки, зрительного контроля за
ними создание композиции подводного царства в
сюжетном рисунке.
Теория: знакомство с техникой рисования
«набрызг»
Практика: изображение картины с помощью брызг,
воплощение в рисунке характерных признаков ежа.

ДЕКАБРЬ
13

Снегирь

14

Кактус

15

Морозные
узоры

16

Дед Мороз

Восковые мелки Практика: работа кистью и красками для создания
+ акварель
основного образа, дополнение работы деталями и
фона при помощи восковых мелков
Кляксография Практика: создание композиции при помощи
знакомой техники рисования «кляксографии»,
прорисовывания мелких и дополнительных деталей
при помощи акварели и маленькой кисти.
Монотипия
Практика: использование техники
изображения «монотипия» с применением
целлофана.
Рисование
Теория: знакомство с техникой рисования солью,
солью
материалы.
Практика: создание объёмности изображения
персонажа, передавая форму частей, их
расположение, относительную величину при
помощи соли.

ЯНВАРЬ
17

Метель

18 Хрустальный
замок
Снежной
Королевы
19
Подарим

Набрызг

Рисование
солью

Цветная пена,

Практика: построение композиции рисунка,
устанавливание связи музыки с живописью для
выражения своих чувств в
рисунке, рисование наклонных веток деревьев
концом кисти.
Практика: расположение узора в соответствии с
заданной формой, придумывание деталей рисунка
по своему желанию; свободное
экспериментировании с материалами.
Теория: знакомство с техникой рисования пеной
12

друг другу
радость

20

Пушистые
котята

оттиск
пенопластом,
ватными
палочками
Тычок жёсткой
полусухой
кистью

Практика: изображение абстрактных картин при
помощи мыльной пены, прорисовывание мелких и
дополнительных деталей концом кисти.
Практика: изображение сухой жесткой кистью
пушистых животных

ФЕВРАЛЬ
21

Рисунок
ветра

Выдувание

22

Царевна лебедь

Рисование
ладошкой

23

Цветы для
Дюймовочки

Рисование
штампами

24

Сказочные
рыбки

Пуантилизм

Теория: знакомство с техникой рисования
«выдувание»
Практика: создание рисунка ветра при помощи
выдувания краски через трубочку.
Практика: изображение лебедя из оттиска ладони на
листе бумаги, подбор цветовой палитры,
художественное оформление работы мелкими и
дополнительными деталями. Самостоятельный
выбор изобразительных средств и материалов.
Практика: рисование с помощью печатей штампов (картофель, луковица) и различных
предметов (пластиковая вилка, ватная палочка и
поролоновый шарик).
Теория: знакомство с техникой рисования
«Пуантилизм»
Практика: рисование туловища рыбы и чешуи
точками (нажимать на ватный тампон, оставляя
отпечаток круглой формы).

МАРТ
25

Тюльпаны

26 Ветка мимозы

27

Подснежники

28

Букет сирени

Рисование
вилкой и
пальцем
Пластилиногр
афия,
пуантилизм
Монотипия
Рисование
мятой бумагой

Практика: рисование тюльпана в соединении
знакомых техник изображения цветов, цветовая
палитра, смешивание красок, композиционное
размещение работы на листе бумаги.
Практика: создание образа ветки мимозы в разных
техниках изобразительного творчества.
Практика: рисование цветов подснежников с
помощью монотипии, композиционное построение
рисунка.
Теория: знакомство с техникой рисования мятой
бумагой.
Практика: построение натюрморта и пейзажа,
передача характерных особенностей цветов сирени,
используя прием накладывания краски в несколько
слоев (каждый следующий слой светлее
предыдущего.

13

АПРЕЛЬ
29

Весна

30

Закат солнца

31

Красочные
бабочки

32

Космическое
пространство

Оттиск,
отпечатки
листьев

Практика: создание образа весны при помощи
акварельных красок и гуаши в технике оттиска,
дополнение работы мелкими деталями,
прорисовывание концом кисти
Рисование по Практика: свободное экспериментирование с
сырому листу акварелью, изображение неба способом цветовой
растяжки «по мокрому».
Пуантилизм Практика: самостоятельный выбор цветовой
гаммы красок, соответствующей радостному
настроению, рисование пятнами, дополнение
мелкими деталями, прорисовывание концом кисти.
Рисование по Практика: создание фона с помощью рисования «по
сырому листу, сырому», вливая цвет в цвет (используя акварель);
набрызг
учить изображать звездное небо, его вид в
безвоздушном пространстве с помощью приема
набрызга (используя гуашь), композиционное
построение рисунка.

МАЙ
33

Незабудки

Рисование по
сырому листу

34

Улей для
пчёлок
Итоговая
диагностика

Отпечаток

3536

Практика: рисование незабудки по сырому листу,
композиционное построение рисунка на листе
бумаги.
Практика: создание декоративного рисунка при
помощи отпечатков, подбор цветовой палитры
Практика: Оформление выставки детских работ.

14

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результат реализации программы «Цветная палитра»:
Метапредметные:
 ребенок знает разнообразные техники нетрадиционного рисования;
 ребенок знает свойства и качества различных материалов;
 ребенок владеет техникой безопасности во время работы.
Личностные:
 ребенок умеет планировать свою работу;
 дети умеют договариваться между собой при выполнении коллективной
работы;
 ребенок выражает свое отношение к окружающему миру через рисунок;
 ребенок может давать мотивированную оценку результатам своей
деятельности;
 ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности сверстника.
Предметные:
 ребенок

умеет

анализировать,

определять

соответствие

форм,

размеров, цвета, местоположения частей;
 ребенок умеет аккуратно и экономно использовать материалы;
 ребенок

умеет

самостоятельно

использовать

нетрадиционные

материалы и инструменты, владеет навыками нетрадиционной техники
рисования и применяет их;
 ребенок умеет самостоятельно передавать композицию, используя
технику нетрадиционного рисования;

15

2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение:
Для

реализации

дополнительной

общеразвивающей

программы

«Цветная палитра» в МАДОУ «Детский сад № 11» осуществляется в группе
«Звёздочки», расположенная на 2 этаже.
Оборудование и материалы:
1. Мебель по росту детей.
2. Магнитная доска.
3. Материал для организации художественно-эстетической деятельности:
Таблица 3
Наименование

количество

Кисти:
- синтетика № 3
- синтетика № 6
- щетина № 7
- щетина № 2
- коза № 6
Карандаши:
- графитные
- цветные
- восковые
Краски акварельные
Гуашь
Цветная бумага
Альбом для рисования
Белый картон
Трафареты
Печатки
Свечи
Палочки с заточенными краями
Поролоновые губки
Салфетки
Ватные палочки
Фломастеры

достаточно
достаточно
достаточно
10 шт
10 шт
достаточно
достаточно
достаточно
10
10
достаточно
10
достаточно
достаточно
достаточно
10
достаточно
достаточно
10
достаточно
10
16

Клей ПВА
Уголь художественный
Коктейльные трубочки
Стаканчики под воду
Плакаты: «Азбука цвета»
Репродукции картин:
- альбом пейзажной живописи «Времена
года»
альбом
«Знакомство
с
жанровой
живописью»
- изделия декоративно-творческого искусства

10
5
достаточно
достаточно
2

1
1
8

Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Личностно-ориентированная технология.
- Игровые технологии
- Технология исследовательской деятельности
- ИКТ
Кадровое обеспечение
Таблица 4
Наименова
ФИО,
Уровень
должность
ние
образования
образовате
льной
программы
ДООП
Андреева
Среднее
«Цветная
Надежда
специальное
палитра»
Анатольевна Ирбитское
педагогическое
училище, 1996 г.

17

Информация о дополнительном
профессиональном образовании

АНО ОЦ «Каменный город»
Организация и проведение
занятий по технологии ТРИЗ в
ДОО, 2021 г.

Стаж
педаго
гическ
ой
работы
37 лет

2.2

ФОРМЫ

АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

И

ОЦЕНОЧНЫЕ

МАТЕРИАЛЫ
Формы аттестации/контроля в соответствии с учебным (тематическим)
планом предполагают следующие формы: анализ и взаимоанализ работ.
Оценочные материалы
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить
степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной
деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: входной - в
сентябре, итоговый – в мае.
Педагогическая

диагностика

осуществляется

на

основании

Адаптированной методики Н. В. Шайдуровой, Е. Торренса.
Задачи диагностики:
 выявление уровня сформированности воображения - видеть целое,
раньше частей;
 проверка умения детей задумывать и выполнять узор в геометрической
фигуре определённой формы;
 проверка

умения

самостоятельно подбирать сюжет, имея часть

изображения;
 проверка умения создавать сказочные образы, развитие чувства
композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого
развития детей:
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет
самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.
Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает
трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет
рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет
18

самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное
качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя
затрудняется

в

создании

изображения

предметов;

непоследовательно

выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не
проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое
качество выполненной работы.

19

Список литературы
1. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие

дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в

детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
3. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
4. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
5. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми

дошкольного

возраста:

Нетрадиционные

техники,

планирование,

конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
6. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред.

Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
7. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,

издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М:

«Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
9. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ

Сфера, 2010. – 128с.
10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. –

СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
11. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного

творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
12. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,

2006. – 96с.
13. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН –

ПРЕСС», 2003.– 96с.
14. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе

«Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика 2006.-108с.
20

15. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и

развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»» 2006. -108с.

21

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Адаптированная методика Н.В. Шайдуровой
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого
развития детей старшего дошкольного возраста.
Качественные и количественные характеристики
Показател показателей по уровням развития
и
Высокий уровень Средний уровень
Низкий уровень
3 балла
2 балла
1 балл
Умение
Части предмета
Расположение
Части предмета
частей предмета
правильно
расположены
расположены
немного
искажено.
передавать
верно. Правильно
неверно.
Есть ошибки в
пространственно передаёт в
Отсутствие
изображении
е положение
рисунке
ориентировки
пространство
пространства
предмета и его
изображения.
(близкие
частей
предметы – ниже
на бумаге,
дальние-выше,
передние- крупнее равных
по размерам, но
удалённых)
Ребёнок
Разработанность Стремление к
Изображение не
детализирует
содержания
наиболее
детализировано.
художественное
изображения
полному
Отсутствует
изображение лишь стремление к
раскрытию
по просьбе
замысла. У
более полному
взрослого
ребёнка есть
раскрытию
потребность
замысла
самостоятельно
дополнить
изображение
подходящими по
смыслу
предметами,
деталями (создать
новую
комбинацию из
усвоенных ранее
элементов)
22

Эмоциональност
ь созданного
образа,
предмета,
явления
Самостоят
ельность и
оригинальность
замысла

Яркая
эмоциональная
выразительность.

Имеют место
отдельные
элементы
эмоциональной
выразительности
Проявляет
Замысел не
самостоятельност отличается
ь в выборе
оригинальностью и
замысла.
самостоятельность
Содержание
ю. Обращается за
работ
помощью к
разнообразно.
педагогу. Ребёнок
Замысел
по просьбе
оригинальный.
педагога дополняет
Задания
рисунок деталями
выполняет
самостоятельно

Изображение
лишено
эмоциональной
выразительности

Замысел
стереотипный.
Ребёнок
изображает
отдельные, не
связанные между
собой предметы.
Выполняет
работу так, как
указывает
взрослый, не
проявляет
инициативы и
самостоятельнос
ти.
Не полное
Умение отразить Сюжет
Существенные
соответствие
в рисунке сюжет соответствует
расхождения
в соответствии с предварительном изображения
изображения с
у рассказу о нём
предварительному предварительны
планом
рассказу о нём
м рассказом о
нём
Уровень
Способен
Частичное
Рисунки
развития
экспериментиров экспериментирован типичные: одна
ать со штрихами ие. Видит образ, но и та же фигура,
воображения
и пятнами, видеть дорисовывает
предложенная
в них образ и
только до
для рисования,
дорисовывать
схематического
превращается в
штрихи до
образа
один и тот же
элемент
образа.
изображения
(круг – «колесо»)
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого
развития детей.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет
самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.
Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает
трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет
23

рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет
самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное
качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя
затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно
выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не
проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое
качество выполненной работы.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».