Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид— лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Прием ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
МАДОУ "Детский сад" при необходимости осуществляет обучение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся:
- индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ.
В МАДОУ "Детский сад № 11"психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляютучитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре. Специалисты участвуют в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме психолого-педагогического консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.Обследование и сопровождение детей ППк осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для коррекционно-развивающей работы с детьми в МАДОУ "Детский сад № 11" действуют:
- кабинет учителя-логопеда, совмещенный с методическим и кабинетом педагога-психолога
- физкультурный зал, совмещенный с музыкальным
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
групповые комнаты;
физкультурная площадка на улице;
прогулочные площадки;
площадка безопасности на улице
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете.
Весь книжный фонд ДОУ включает в себя:
- учебно-методическую литературу
- наглядные пособия
- периодические издания профессиональной направленности
- художественную литературу, энциклопедии для дошкольников
Имеется подборка видеоматериалов и аудиотека по содержанию ООП ОП ДО.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации режима двигательной активности, развития физических качеств
дошкольников, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов, в МАДОУ "Детский сад № 11" оборудованы:
- физкультурный зал с наличием в нем оборудования для развития движенийи игр детей; спортивные снаряды и атрибуты для организации бега, ходьбы, лазания,метания, подвижных игр;
- организуются уголки ФИЗО в группах с наличием в них оборудования для развитиядвигательной активности и физических качеств; оборудование для профилактикиплоскостопия и закаливающих процедур;
- площадки для прогулок по количеству групп с игровым оборудованием;
- оснащенная спортивная площадка на улице.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ "Детский сад № 11" обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, групп, помещений для практических занятий, а также территории, прилегающей к ДОУ.
ДОУ оснащено техническим, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, расходными материалами, инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В МАДОУ "Детский сад № 11" обеспечена доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; организован свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МАДОУ "Детский сад № 11" 1976 года постройки, в связи с чем не предусмотрено наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На основании плана дошкольного учреждения по реализации мероприятий по обеспечению доступности ДОО для лиц с ограниченными физическими возможностями, имеется выделение желтым цветом полосок для слабо видящих людей.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
МАДОУ "Детский сад № 11" включено в план реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).
Специальные условия охраны здоровья
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей, в томчисле детей инвалидов. детей с ОВЗ (с учетом рекомендаций ТПМПК, программ реабилитации инвалида), путем оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведения закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребенка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В Центре проводится ежедневный утренний фильтр детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям.
Ежедневно воспитатели проводят осмотр детей на педикулез. Два раза в месяц осмотр проводит врач педиатр и медицинская сестра ГБУЗ ЦРБ. Результаты осмотра заносят в специальный журнал.
Ежегодно на начало календарного года заключается договор о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию воспитанников между дошкольным учреждением и детской поликлиникой.
Системность деятельности дошкольного учреждения по вопросам здоровьесбережения воспитанников отражается в содержании реализуемой ООП ОП ДО. В МАДОУ "Детский сад № 11" систематизированы: инструкция по охране жизни и здоровья детей, инструкция по безопасности в местах массового пребывания детей, инструкция по пожарной безопасности.
Образовательный процесс организуется в рамках календарно-тематического планирования на основе принципа событийности в разных видах детской деятельности и культурных практиках. Такая организация образовательного процесса позволяет использовать ресурсы сетевого взаимодействия в решении образовательных и воспитательных задач, а также задач здоровьесбережения участников образовательных отношений.
Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности режиме дня: третий час физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники.
В Центрее проводится систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальным картам.
В МАДОУ «Детский сад № 11» гибкий оздоровительный режим оздоровительных и профилактических мероприятий, которые объединены игровым содержанием и названы «Минутками здоровья», которые включают в себя различные виды терапии:
- Аромотерапия (использование ароматических подушечек «Здоровый сон» с успокоительным сбором трав);
- музыкотерапия;
- арт-терапия.
В оздоровительном режиме распределены разнообразные виды массажа:
- точечный массаж по А.А. Уманской;
- дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой;
- аурикулярный массаж «Поиграем с ушками» по методике М.С.Норбекова;
- массаж рук З.И.Бересневой;
- самомассаж В.Н.Бересневой
- закаливающий массаж ступней «Поиграем с ножками» З.И.Бересневой,
- гимнастика мозга по П.Деннисону, комплексы упражнений В.В. Крючкова и В.Н.Зуева.
Осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
·Витаминизированное питье;
·Босохождение (летом)
·Воздушные ванны;
·Обширное умывание;
·Использование бактерицидных ламп;
·Вдыхание фитонцидов: лук, чеснок;
·С-витаминизация блюд.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАДОУ "Детский сад № 11" и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, интерактивное оборудование, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В процессе обучения детей инвалидов и детей с ОВЗ обеспечивается доступ к следующим электронным образовательным ресурсам:
-УМК «Микромир» - учебный микроскоп с набором для экспериментов, набор готовых микропрепаратов с комплектом стекол;
- Аудиотека музыкальных и литературных произведений.