МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

24.01.2022

Динамика формирования речи в онтогенезе. Примерный возраст появления: 1 мес. Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия). 1-3 мес. Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит нараспев звуки, например «а-а-а», «о-о-о», «э-э-э», «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н» и т.п.) 3 - 5 мес. Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам многократно произносит слоги- ма, па, ба, на, да. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а».Часто от малыша можно услышать звуки, которых не существует в природе и которые невозможно произнести.) 6 мес.- 7 мес. Лепетные слова (Ребенок использует в речи 6-10 облегченных слов, состоящих из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) 8 мес.-1 год 2 мес. Слова-предложения (До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. В соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение или звукоподражание, которые в зависимости от ситуации могут выражать разные значения). 1 год 2 мес. - 1 год 6 мес. Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова (например: «Мама, дай!»). Словарь ребёнка активно растет: примерно 50-70 слов (1,5 г), 100-300 слов (к 2 г.) большинство из слов – существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, прилагательные большой и маленький, реже – глаголы, местоимения). 1 год 6 мес. – 2 года Активный рост словаря (увеличивается в 3-4 раза). Общение активное с помощью развернутых фраз (3-4 и более слов), речь аграмматична. Ребенок хорошо понимает обращенную речь и содержание сказок, может отгадать простые загадки, знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, т.е. объектов из его ближайшего окружения, начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество. Ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: м, мь, н, нь, п, пь, б, бь, ф, фь,в, вь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь, х,хь, й, сь, ль. При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова). 2 года - 3 года Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам, использует предлоги, все основные части речи). Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Примерный объём словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. К четырем годам в речи ребенка должны появиться свистящие звуки: С, З и Ц. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. Появляется словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка). Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки. 3 года – 4 года Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки и достигает 2500-3000 слов. В активной речи ребенка появляются более сложные обобщения. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К пяти годам в речи ребенка должны появиться шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ. У части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, Допускается отсутствие сонорных звуков Р, РЬ, Л. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. 4 года - 5 лет Качественный скачок в овладении связной речью: ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность. Ребенок активно пользуется обобщающими словами. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. К 5, 5 годам должны появиться последние недостающие звуки Р, РЬ, Л. Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов. 5 лет - 6 лет Запас слов расширяется. На седьмом году жизни ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддержать разговор на любую доступную его возрасту тему. В речи использует синонимы, антонимы, начинает использовать отвлеченные понятия и сложные слова. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их. Формируется культура речевого общения. Ребенок должен освоить звуко-слоговой анализ слов (умение определять количество и последовательность звуков и слогов, место каждого звука в слове), уметь составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам, вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нем, называть слова по порядку. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом. 6 лет – 7 лет Признаки благополучного развития речи у ребенка: Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми. Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит. Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам. Признаки неблагополучного развития речи у ребенка: Ребенок развивается с задержкой. Ребенок перенес тяжелые заболевания. У ребенка есть неврологические заболевания. Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит. Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал. Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью. Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует. Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников. Как можно помочь малышу в развитии его речи: • Общаясь с малышом – смотрите ему в глаза, улыбайтесь, ласково разговаривайте с ним, прикасайтесь к нему. • Повторяйте за малышом его голосовые упражнения, реагируйте на его призывы к общению, угадывайте и озвучивайте его желания: «Ты хочешь кушать?», делайте паузы в разговоре с малышом, предоставляя ему возможность высказаться. • Старайтесь «перехватывать» протестующие «заявления» вашего малыша, переводя их в мелодию, песенку или в звуковую игру. • Играйте в забавные, веселые и ритмичные игры, побуждайте малыша повторять за вами: «Скажи «а-гу»», «Вот как кубик упал – бах». • Чётко и правильно называйте разнообразные предметы, действия, явления, характеристики. • Комментируйте свои действия: «Будем пить», «Идем спать», рассказывайте, что происходит вокруг: «Папа пришел с работы», «На улице идет снег» и т. д. Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».